Без категорий
В 2009 году Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев был первым зрителем на церемонии открытия «Музея Абая» при поддержке областной администрации ЮКО. Он дал положительную оценку открытому музею. «Музей Хаким Абая» расположен в парке Абая, Абайского района города Шымкент.
Площадь составляет 950 квадратных метров, общая площадь здания музея – 490 квадратных метров, площадь экспозиции – 345 квадратных метров. С ноября 2024 года «Музей Хаким Абая» будет функционировать как отделение государственного коммунального казенного предприятия «Объединение музеев города Шымкент».
Музей состоит из 4 залов:
- В зале рассказывает история Абая с детского периода до становления личности как Хаким
- Рабочая комната Абая
- Творчество Абая, его ученики и абаеведы
- Медиазона состоит из круглого стола, мероприятий, библиотеки для ознакомления с произведениями Абая
Почта:
Instagram: abaimuseum_
Facebook: abaimuseum
Время работы:
Понедельник - пятница с 09:00 до 18:00
Адрес: город Шымкент, Туранский район, Б. Момышулы 20 В
Заведующий отделом
Уркинбаева Жанар Шамшидиновна
«Музей Ерлик» был открыт в декабре 2012 года. 19 июля 2013 года приказом № 85 музей «Ерлик» утвержден как филиал областного историко-краеведческого музея. Музей «Ерлик», открытый в парке «Женис» города Шымкент, имеет площадь 493,91 квадратных метра, площадь экспозиционного зала с основными экспонатами составляет 254,8 квадратных метра. Музей «Ерлик» для расширения экспозициционных залов было построено дополнительное здание (2018 г.). Государственное коммунальное казенное предприятие «Музей жертв политических репрессий города Шымкент» переведено из коммунальной собственности Туркестанской области в коммунальную собственность города Шымкент на основании постановлений акимата Туркестанской области № 270 от 9 декабря 2021 года и акимата города Шымкента № 362 от 3 марта 2022 года. 29 марта 2022 года филиал некоммерческого акционерного общества города Шымкент «Госкорпорация «Правительство для граждан» зарегистрирован на основании документа № Е 0022232454785, как собственность «Музея жертв политических репрессий города Шымкент».
9 марта 2022 года на основании областного и городского постановлений имущество музея «Ерлика» и здание музея были переведены с баланса «Туркестанского областного историко-краеведческого музея» на баланс «Музея жертв политических репрессий города Шымкент». В ноябре 2024 года было создано ГККП «Объединение музеев города Шымкент».
Музей состоит из 5 залов:
- Посвящен Великой Отечественной войне.
- Рассказывает историю Афганской войны.
- Посвящен жизни тружеников тыла.
- Посвящен ветеранам Желтоксана,Семея и Карабаха.
- Независимый Казахстан.
В этих залах находятся реликвии ветеранов, то есть ордена и медали, различные награды и грамоты, фотографии и документы. На данный момент в фонде музея за год собрано 984 экспоната. Общее количество экспонатов – 5417. С целью пополнения музейного фонда непрерывно ведутся работы с городскими, областными архивами и музеями.
Кроме того, музей «Ерлик» находится в тесном контакте с потомками Великой Отечественной войны. Музей сотрудничает с ветеранами Общественного объединения и проводит множество мероприятий. Регулярно проводятся мероприятия, лекции, выставки и круглые столы, посвящённые юбилеям ветеранов Великой Отечественной войны.
Мероприятия проводятся на республиканском, областном, городском уровнях, с целью их продвижения устанавливаются тесные контакты со средствами массовой информации.
Заведующий отделом
Жаксыбекова Гульзинат Сейлхановна
Здание Сайрамского музея было построено в 1968 году как административное здание колхоза «Ленин». По инициативе историка, профессора Мирахмада Мирхалдарова Сайрамский историко- краеведческий музей стал филиалом Южно-Казахстанского областного историко - краеведческого музея. Он внес большой вклад в развитие и рост Сайрамского музея.
С 2018 года музей Сайрама работал как филиал «Туркестанского областного историко- краеведческого музея».
В связи с присоединением территории Сайрама к городу Шымкент, музей с 5марта 2022г передается в историко-культурный «Шым кала».
Музей Сайрама с 4 января 2023года начал свое дело как отдел обеспечения научно-методологического отдела историко-культурного комплекса «Шым кала» (История Сайрама, археология и этнография).
С ноября 2024 года «Музей Сайрама» функционирует как отдел государственного коммунального казенного предприятия «Объединение музеев города Шымкент».
Общий площадь музея составляет 800 квадратных метров, он состоит из 2 этажей. Площадь экспозиционных залов составляет 360м2, а фондовая реликвия составляет 40м2. Капитальный ремон проводился в 2006-2008 гг.
Музей состоит из 10-ти экспозиционных залов:
- «Археология»
- «Этнография казахов»
- « города Исфиджаб»
- «Вторая мировая война»
- «Быт славян-переселенцев»
- «Этнография узбеков»
- «Независимость»
- «Ветераны труда»
- «Природа»
- «Исторические места»
В фонде музея имеется около 9 тысяч экспонатов. С целью пополнения музейного фонда непрерывно ведутся работы с районными, городскими, областными архивами и музеями. С целью реализации программы на тему «Мой родной край» будут собраны информации и научные данные о Сайраме.
Заведующий отделом
Агмысова Алия Умирзаковна
Отдел объединения музеев города Шымкент музей жертв политических репрессий был открыт 2 ноября 2001 года при непосредственном участии Первого Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева. Музей был создан к 10-летию независимости страны с целью восстановления справедливости, увековечения памяти невинных жертв политических репрессий прошлого века, а также донесения причин исторических "белых пятен" до молодого поколения. В соответствии с приказом № 4106 от 2 августа 2024 года, Шымкентский городской музей жертв политических репрессий был официально закреплен как отдел музея жертв политических репрессий при "Объединении музеев города Шымкент".
Термин "репрессия" происходит от латинского слова "repressio", означающего преследование, наказание и подавление, проводимое государственными органами в отношении собственного народа. Политика репрессий достигла своего пика в 1937–1938 годах. В эти годы 9 323 человека были исключены из Коммунистической партии. Только за две недели весной 1938 года выездная сессия Военной коллегии Верховного Суда СССР под председательством Горячева вынесла смертный приговор 636 государственным, общественным, научным и культурным деятелям по ложным обвинениям в "национальном фашизме" и шпионаже.
Всего по Казахстану 113 000 человек подверглись репрессиям, из них 25 000 были приговорены к смертной казни.
Основная миссия музея — представить новые исторические факты о периоде "Красного террора" и способствовать формированию твердой гражданской позиции для предотвращения подобных трагедий в будущем.
Заслуженный деятель искусств Казахстана Аманжол Найманбай сыграл ключевую роль в концептуальном оформлении музея. Дизайн интерьера и экстерьера музея отражает трагические страницы истории:
Черный цвет – символизирует траурный период в жизни народа.
Серый цвет – напоминает о суровой эпохе, связанной с репрессивными органами ГПУ и НКВД.
Темно-красный цвет – символизирует кровь миллионов невинных жертв репрессий.
Музей включает три основных зала:
- Экспозиционный зал
- Зал "Память"
- Кинозал
Экспозиционный зал (12 разделов):
- Лидеры "Алаш"
- Голодомор
- Созакское восстание
- Адайское восстание
- Карта исправительно-трудовых лагерей в Казахстане
- Невинные жертвы политических репрессий в Южном Казахстане
- Комната пыток (Камера допросов)
- Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь)
- АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников Родины)
- Трагедия тоталитаризма
- Депортация
- Декабрьские события 1986 года
Центральным экспонатом музея является скульптурная композиция "Репрессия", которая изображает страдания и отчаяние людей всех возрастов, переживших ужасы тоталитарного советского режима.
В центре экспозиции размещены световые панели (лайтбоксы) с портретами и биографиями выдающихся личностей:
- Лидеры Алаш Орды и Туркестанской автономии: Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Миржакып Дулатов, Магжан Жумабаев, Жусипбек Аймауытов, Мухамеджан Тынышбаев.
- Выдающиеся государственные и общественные деятели Советского Казахстана: Турар Рыскулов, Султанбек Кожанов, Назыр Төреқұлов, Смагул Садуакасов, Сейтқали Мендешов, Темирбек Жургенов, Ораз Жандосов.
- Видные литературные деятели: Сакен Сейфуллин, Ильяс Жансугуров, Бейимбет Майлин, Кудайберген Жубанов.
Изначально музей открылся с около 2 500 экспонатов. В настоящее время его коллекция насчитывает 16 691 экспонатов. Музей активно сотрудничает с городскими, районными и областными архивами и музеями, а также с потомками жертв политических репрессий.
Музей проводит совместные исследования с учеными, историками и алаштановцами, а также организует мероприятия с участием студентов вузов. Годовщины лидеров "Алаш" и жертв политических репрессий отмечаются выставками, лекциями и круглыми столами на республиканском, областном и городском уровнях.
Музей активно ведет страницы в социальных сетях (Facebook, Instagram, TikTok), где публикуются онлайн-лекции, исторические материалы и мероприятия. Среди текущих проектов:
- "Память поколений";
- "Архив музея";
- "Мудрые слова "Алаш";
- "Светлые воспоминания";
- "Рожденный однажды";
Instagram: kuginsurgin_muzei
Fаcebook:Саяси қуғын –сүргін құрбандары музейі
TikTok: repressia.kz2001
Почта:
График работы:
Понедельник – пятница – 9:00-18:00
Суббота – 9:00-13:00
Город Шымкент, Туранский район, ул. Кайрата Рыскулбекова 14 А
Раб. телефон.: +7 (7252) 21-01-40
Заведующий отдела
Әбдіқали Біржан Әбдіманатұлы
Древнее городище - археологический объект Республики Казахстан, внесенный в государственный список памятников истории и культуры нашего народа. Площадь территории составляет – 4,5 га. Комплекс расположен в южной части современного мегаполиса, выше уровня города. Был открыт 1 мая в 2021 году. Доктор исторических наук, археолог, академик Национальной академии наук Республики Казахстан Бауыржан Абишулы Байтанаев на основе своих исследований в 2012 году опубликовал научный труд под названием «История Шымкента». В результате раскопок 2003-2004 годов возглавляемой им экспедиции 2200-летняя история города была признана ЮНЕСКО в 2019 году и включена в список международных событий.
В средние века город состоял из трех частей: Цитадели, Шахристана и Рабата. Части этого сооружения сохранились около 1500 лет.
Рабат — пригородный поселок, окраина, торгово-промышленное предместье. Шахристан – от иранского слова «шахр» – «город», «стан» – «место». Территория раннефеодального города в Средней Азии.
Цитадель — укрепленная центральная часть города, приспособленная к самообороне. Здесь были расположены административные помещения, дома правителя города.
В жилом комплексе X-XII вв. в южной части Шахристана обнаружен комплекс построек с очагом и кладовой, состоящий из нескольких помещений. Полы комнат выложены жженым кирпичом.
Жилой комплекс XVI-XVIII вв. Жилые комнаты были построены из сырцового кирпича. Комнаты отапливались печами-тандырами. На выходе из каждого дома или комнаты имелся ташнау (ташнау-санитатно-очистительное устройство средневекого города). Кроме того, на территории Шахристана были раскопаны дороги. Дорога была вымощена костями животных и керамическими останками.
Кузнечная мастерская и его жилой дом.
В результате археологических раскопок 2020 года на территории западного Шахристана были найдены изделия из железа и были открыты места кузнечной мастерской и его жилого дома XVII-XVIII вв, согласно по музеефикации они были преобразованы в музейные объекты. Наши предки, жившие тысячи лет назад, из различного сырья изготавливали товары народного потребления, различные декоративные украшения, оружия. Это дело передавалось по наследству от отца к сыну. Кузнечное дело считалось у тюркских народов «священным искусством». Сформировалось представление о кузнице как о «святом месте».
Храм II-IV вв. до н.э. Храм состоял из большого помещения с узким коридором. Внутри помещения обнаружено более двадцати хумов, фрагменты хумш, а также две комнаты с тандырными печами. В храме были обнаружены следы ритуалов, связанных с зороастризмом.
Экспозиционный зал «Цитадель»
Цитадель –самая укрепленная часть города, приспособленная к самообороне. Строительство крепости, построенной внутри средневекового города. Административные и религиозные здания составляют центральное ядро этой цитадели.
Экспозиционные залы:
- Артефакты Шымкента;
- Традиции и обычаи;
- Образ жизни жителей древнего города Шымкент;
- Южная Цитадель.
Экспозиционный зал «Подземная крепость»
Восточная башня, построенная рядом с оборонительной стеной, имеет свою историю. Сегодня раскрыто историческое значение башни и создана экспозиция «подземной крепости» со своим архитектурным сооружением. Служила местом для укрытия от врагов.
Экспозиционные залы:
- Лестница спасения;
- Галерея счастья;
- Дорога жизни.
Instagram: shymkentmuseums
Fecebook: Шымкентское городское объединение музеев
TikTok: qamal_shymkent
Эл. почта:
Часы работы:вторник-воскресенье 09:00-18: 00
Адрес: г. Шымкент, Аль-Фарабийский район, Айтеке би 30/29
Заведующий отделом
Советов Али
Гимн Республики Казахстан
Гимн – это один из главных символов государства. Сам термин «гимн» происходит от греческого слова «gimneo» и означает «торжественная песня». Гимн выступает в качестве важной звуковой символики, имеющей ключевое значение для эффективной социально-политической консолидации и этнокультурной идентификации граждан страны.
В истории независимого Казахстана государственный гимн страны утверждался дважды – в 1992 и в 2006 годах.
После обретения республикой государственного суверенитета в 1992 году был объявлен конкурс на музыку и текст гимна Казахстана. По итогам конкурса было принято решение сохранить музыкальную редакцию гимна Казахской ССР. Таким образом, авторами музыки первого казахстанского гимна стали Мукан Тулебаев, Евгений Брусиловский и Латиф Хамиди. В конкурсе на лучший текст также победил авторский коллектив, представленный известными поэтами: Музафаром Алимбаевым, Кадыром Мырзалиевым, Туманбаем Молдагалиевым и поэтессой Жадырой Дарибаевой.
В целях популяризации звуковой символики страны в 2006 году был принят новый государственный гимн. Его основой стала популярная в народе патриотическая песня «Менiң Қазақстаным». Она была написана в 1956 году Шамши Калдаяковым на стихи Жумекена Нажимеденова. Для придания песне высокого статуса государственного гимна и более торжественного звучания Первый Президент Казахстана - Елбасы Нурсултан Назарбаев доработал первоначальный текст. Парламент Казахстана на совместном заседании палат 6 января 2006 года внес соответствующие поправки в Указ «О государственных символах» и утвердил новый государственный гимн страны.
Гимн Республики Казахстан
Алтын күн аспаны,
Алтын дән даласы,
Ерліктің дастаны,
Еліме қарашы!
Ежелден ер деген,
Даңқымыз шықты ғой.
Намысын бермеген,
Қазағым мықты ғой!
Қайырмасы:
Менің елім, менің елім,
Гүлің болып егілемін,
Жырың болып төгілемін, елім!
Туған жерім менің – Қазақстаным!
Ұрпаққа жол ашқан,
Кең байтақ жерім бар.
Бірлігі жарасқан,
Тәуелсіз елім бар.
Қарсы алған уақытты,
Мәңгілік досындай,
Біздің ел бақытты,
Біздің ел осындай!
Қайырмасы:
Менің елім, менің елім,
Гүлің болып егілемін,
Жырың болып төгілемін, елім!
Туған жерім менің – Қазақстаным!
Флаг Республики Казахстан
Флаг – это один из главных символов государства, олицетворяющий его суверенитет и идентичность. Термин «флаг» происходит от нидерландского слова «vlag». Флаг - это прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, обычно с изображением на нем герба или эмблемы. С древних времен флаг выполнял функции объединения народа страны и его идентификации с определенным государственным образованием.
Государственный флаг независимого Казахстана был официально принят в 1992 году. Его автором является художник Шакен Ниязбеков.
Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище небесно-голубого цвета с изображением в центре солнца с лучами, под которым – парящий орел (беркут). У древка – вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, его лучей, орла и национального орнамента – цвета золота. Соотношение ширины флага к его длине – 1: 2.
В традициях геральдики каждый цвет символизирует определенное понятие. Так, небесно-голубой цвет символизирует честность, верность и безупречность. Кроме того, небесно-голубой цвет имеет глубокое символическое значение в тюркской культуре. Древние тюрки всегда почитали небо своим богом-отцом, а их небесно-голубое знамя символизировало преданность отцу-прародителю. На государственном флаге Казахстана он символизирует чистое небо, мир и благополучие, а одноцветие фона – единство нашей страны.
Исходя из геральдических канонов, солнце символизирует богатство и изобилие, жизнь и энергию. Поэтому лучи солнца на флаге страны имеют форму зерна – символа достатка и благополучия. Изображение солнца в государственной атрибутике Казахстана подтверждает его приверженность общечеловеческим ценностям и свидетельствует о том, что новое молодое государство полно жизнеутверждающей энергии и открыто всем странам мира для партнерства и сотрудничества.
Образ орла (беркута) является одним из главных геральдических атрибутов, издавна применяемых в гербах и флагах многих народов. Этот образ обычно воспринимается как символ власти, прозорливости и великодушия. Парящий под солнцем беркут олицетворяет собой силу государства, его суверенитет и независимость, стремление к высоким целям и устойчивому будущему. Особое место занимает образ беркута в мировоззрении евразийских кочевников. Он ассоциируется у них с такими понятиями как свобода и верность, чувство достоинства и мужество, мощь и чистота помыслов. Стилизованный силуэт золотого беркута отражает стремление молодого суверенного государства к высотам мировой цивилизации.
Важным элементом государственного флага является расположенная у его древка вертикальная полоса с национальным орнаментом. Казахский орнамент – одна из форм специфического художественного восприятия мира в строгом соответствии с эстетическими вкусами народа. Представляющий собой гармонию различных форм и линий, он является выразительным средством раскрытия внутреннего мира народа. Национальный орнамент вдоль древка символизирует культуру и традиции народа Казахстана.
Герб Республики Казахстан
Герб – один из главных символов государства. Термин «герб» происходит от немецкого слова «erbe» (наследство) и означает наследственный отличительный знак – сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение.
История свидетельствует, что еще кочевники эпохи бронзы, проживавшие на территории современного Казахстана, идентифицировали себя с особым символом – тотемом, графическое выражение которого впоследствии получило наименование «тамга». Впервые данный термин начал употребляться в Тюркском каганате.
Герб суверенного Казахстана был официально принят в 1992 году. Его авторами являются известные архитекторы Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Уалиханов.
Государственный герб Республики Казахстан имеет форму круга (колеса) – это символ жизни и вечности, который пользовался особым почетом среди кочевников Великой степи.
Центральным геральдическим элементом в государственном гербе является изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры). Справа и слева от шанырака расположены изображения мифических крылатых коней. В верхней части находится объемная пятиконечная звезда, а в нижней части надпись «Qazaqstan». Изображение звезды, шанырака, уыков, мифических коней, а также надписи «Qazaqstan» – выполнены в цвете золота.
Шанырақ – это главная системообразующая часть юрты, по форме напоминающая небесный купол и являющаяся одним из ключевых элементов жизнеустройства в традиционной культуре евразийских кочевников. В Государственном гербе республики образ шанырака – это символ общего дома и единой Родины для всех народов, проживающих в стране. Стабильное развитие Казахстана зависит от благополучия каждого гражданина, как прочность и устойчивость шанырака зависит от надежности всех его уыков (опор).
Крылатые мифические кони – тулпары в государственном гербе являются ключевым геральдическим элементом. Образ коня с незапамятных времен олицетворяет такие понятия, как храбрость, верность и силу. Крылья символизируют многовековую мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства. Они свидетельствуют о чистых помыслах и стремлении к последовательному совершенствованию и созидательному развитию. Золотые крылья скакунов напоминают также золотые колосья и олицетворяют собой трудолюбие казахстанцев и материальное благополучие страны.
В прошлые века рога активно использовались в культовых обрядах кочевников, а также в качестве навершия их боевых стягов. Изображения небесной благодати, земного плодородия и воинской удачи в виде рогов различных животных всегда занимали значимые места в символических композициях различных народов. Таким образом, крылатый конь с рогом изобилия является важным типологическим образом, который имеет глубокие семантические и исторические корни.
Еще одна деталь в государственном гербе республики – пятиконечная звезда. Данный символ используется человечеством с давних времен и олицетворяет постоянное стремление людей к свету истины, ко всему возвышенному и вечному. Изображение звезды в государственном гербе отражает желание казахстанцев созидать страну, открытую для сотрудничества и партнерства со всеми народами мира. Сердца и объятия жителей Казахстана открыты представителям всех пяти континентов.
Основным цветом, используемым в государственном гербе, является цвет золота, который служит символом богатства, справедливости и великодушия. Также присутствует цвет флага – небесно-голубой, который гармонирует с цветом золота и символизирует чистое небо, мир и благополучие.